Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Instagram

О вальдорфской педагогике

«Пребывать в атмосфере любви и подражать здоровым примерам — это и есть нормальное состояние ребёнка» 

(Р. Штайнер).

 

В России вальдорфские школы и сады появились только в конце 80-х — начале 90-х годов. По инициативе одной многодетной мамы в Москве в 1987 году был создан домашний детский сад. А в 1991 году в Москве открылся семинар по подготовке воспитателей вальдорфских детских садов. В это же время в Москве, Петербурге, Ярославле, Самаре и других городах начали открываться первые вальдорфские общеобразовательные школы.

В настоящее время в нашей стране действует около 30 вальдорфских школ и более 60 детских садов и групп. 

Вальдорфской педагогике в мире уже около 100 лет, первые детские сады появились в Германии в 1925г. На сегодняшний день в мире на всех континентах работают примерно 900 вальдорфских школ, 2000 вальдорфских детских садов, 500 лечебно-педагогических учреждений.

 

Основные идеи и принципы работы

Принципиальным для дошкольной вальдорфской педагогики является положение о том, что детство — это уникальный период жизни человека, перед которым стоят свои особые задачи. К этому возрасту нельзя подходить с оценками и целями, которые присущи более поздним этапам развития ребенка. Чрезвычайно важно дать раскрыться с наибольшей полнотой тем формам, способам жизни и деятельности детей, которые характерны именно для этого возраста. Поэтому вальдорфская педагогика отклоняет те формы работы с малышами и воздействия на них, которые стремятся «ускорить» интеллектуальное развитие в ущерб всему остальному. Это касается, прежде всего, различных программ интеллектуального тренинга, раннего обучения письму и чтению, призванных ускорить развитие детей. Сторонники вальдорфской педагогики исходят из того положения, что развитие интеллекта должно быть включено в общее развитие личности — прежде всего психосоматическое, эмоциональное, социальное и практическое.



Основные принципы работы вальдорфского детского сада:

  • воспитание через подражание и пример; через ясные, осмысленные, обозримые и доступные для участия ребёнка действия;
  • культивирование многообразных форм игровой деятельности;
  • создание пространства, способствующего развитию свободной игры;
  • организация здорового ритма жизни группы;
  • занятия различными видами трудовой деятельности («педагогика руки») и различными искусствами (живопись, музыка, лепка, танец);
  • создание атмосферы, благоприятной развитию.

Все вышеперечисленные положения не являются отдельными частями «программы» работы детского сада или методическими «приемами», а представляют собой единое органичное целое. Жизнь группы напоминает скорее жизнь большой, дружной семьи, чем работу «учебного заведения».

Особенности вальдорфского детского сада бросаются в глаза сразу: разновозрастной состав групп, особая эстетика интерьера и игрушек, творчество воспитателя и детей, пронизывающее все занятия и атмосферу дсада, активная вовлеченность родителей, особого рода внимательная сдержанность и доброжелательность воспитателей. Элементы традиционной народной культуры: песни, игры, сказки, хороводы, ремёсла, а также праздники, которые «проводят» детей через кругооборот года, — органично вливаются в педагогическую деятельность.

 

 

В детских садах, работающих по Вальдорфской методике, не встретишь пластмассовых игрушек, зато много игрушек из дерева, сшитых мягких зверушек и самодельных кукол, а также материала для самостоятельного рукоделия детей. Как таковых материалов в методике нет, равно как нет и игрушек, имитирующих пердметы быта – все только настоящее, пусть и уменьшенное. Взрослые мотивируют детей своим примером, занимаются повседневной деятельностью вметсе с детьми. День подчинен четким ритмам. В базе вальдорфской педагогики лежит гармоничное развитие ребенка. Развитие и укрепление целостности души, тела и ума. Согласно вальдорфской теории, человек взрослеет и формируется в течение 21 года. Это - три семилетки, каждая из которых проходит под определенным девизом и целью. В первые 7 лет жизни ребенок должен усвоить, что мир ДОБР. Это ему должны показывать и родители, и воспитатели, окружая его любовью и демонстрируя, что именно доброта - основа мироустройства. Вторая семилетка - о том, что мир ИНТЕРЕСЕН. И третья - о том, что мир СПРАВЕДЛИВ. Именно этим трем понятиям подчинена вся система обучения и воспитания. При условии усвоения всех трех истин, к 21 годам получается прекрасно развитая личность, твердо стоящая на ногах и уверенно глядящая вперед. При этом все проиходит в свое время, здесь нет места опережающим методам и спешке. Именно поэтому особенностью этого метода является сравнительно позднее обучение ребенка чтению, счету и письму. Упор делается на эмоциональный мир ребенка.



Ритм жизни вальдорфского сада тесно переплетается с народными традициями. Среди занятий в саду, кроме совместного труда, есть восковая лепка, рисование акварелью (свободное, без шаблонов и заданных сюжетов), кукольные спектакли, а также работа с глиной, берестой, другими природными материалами, валяние. 

Ритм года делит год на несколько эпох, каждая из которых заканчивается праздником,  есть праздники Урожая, Михаила, фонариков, Рождество, Масленица, Праздник окончания года. Для детей, с их еще пока мифологическим сознанием, это - часть окружающей их сказки. И лишь в период смены зубов, то есть около 7 лет, начинается обучение детей грамоте и счету. К слову сказать, к этому времени они обычно уже сами всему научаются. Вальдорфские дети обычно очень уравновешены, уверены в себе, открыты, ответственны и тянутся к знаниям, поэтому дополнительное обучение не составляет труда. Что касается домашнего применения методики, то, конечно, не обязательно выполнять дома абсолютно все ритуалы, но большинство из них настолько естественны, что сами собой укрепятся в быту. Песенки, потешки, народные игры – все эти элементы очень естественны для ребенка. Природный натуральный игровой материал безграничен в применении, так, например, с вальдорфским шелком можно придумать множество игр и дома. Такое разнообразное применение материала учит детей творческому подходу и умению находить креативные пути решения любого вопроса.

В семейном клубе "Апрель" вальдорфская педагогика положена в основу организации быта и обучения, но мы приветствуем и другие методики, созвучные принципу ненасильственного и своевременного развития.  

Опубликовать в социальных сетях